Карта сайта
28 августа 2014, 10:55

«Единая Россия» в лицах: Сергей Хлыстов

Фото: Сергей Ларин
Фото: Сергей Ларин
Быть учителем — это современно, модно, считает директор Льговской базовой школы Рязанского района

С некоторых пор многие сельские общеобразовательные учебные заведения приняли необычный, по сравнению с прошлыми годами, формат: наиболее многочисленные из них стали базовыми, присоединив к себе в качестве филиалов школы, гораздо меньшие по составу. Директором одного из таких новых образований — Льговской средней школы Рязанского района — два года работает член регионального политсовета «Единой России» Сергей Хлыстов, с которым ведет разговор корреспондент газеты «Рязанские ведомости».

— Сергей Николаевич, базовые школы с филиалами являются результатом процесса оптимизации системы образования, и есть люди, в том числе те, кто в школе не работает, которые считают, что хорошего в таком объединении школ мало, разве что экономия средств.

— Я глубоко убежден: то, что сделано по линии оптимизации (по крайней мере, в нашем районе), вполне обоснованно и правильно — даже в случае, если какие-то школы не присоединяются в качестве филиалов к большой школе, а вливаются в нее. Правда, стало уже общим местом говорить, что деревня без своей школы умрет, люди из нее уедут. На мой взгляд, народ станет уезжать тогда, когда у детей в данном населенном пункте не будет возможности получить хорошее образование. А какое качественное образование может быть в крохотной школе, где иногда работает всего один учитель? Заболел он, заменить некем, и все — нет занятий. В большой школе у ребенка значительно расширено общение, больше возможностей для социализации. Когда закрыли маленькую школу в селе Болошнево и дети стали ездить на автобусе в Листвянку, я помню, как они робели и в первые дни даже побаивались выходить на перемену из класса. Потом освоились, стали намного бойчее.

Форма, когда есть базовая школа и филиалы, также, в первую очередь, преследует образовательные и воспитательные цели, а не только сокращение управленческого персонала. Когда глава администрации нашего района Виктор Николаевич Пронькин предложил мне место директора Льговской базовой школы, он четко поставил задачу: необходимо создать единое образовательное пространство, в котором были бы условия для получения высокого качества знаний и комфортного пребывания детей в школе. Что за комфорт? Это светлые классы, теплые туалеты, современная школьная мебель, комплекты учебников для всех ребят и тому подобное. За два года движения в этом направлении мы что-то успели сделать, детям в наших школах стало учиться намного приятнее.

— Назовите, пожалуйста, ваши школы, сколько ребят в них учится.

— У нас четыре филиала, которые по сути являются основными школами: это Дядьковская, где занимаются 87 учеников, Новоселковская с 65 учениками, Вышгородская, в которой 50 школьников, и Кораблинская, в которой 45 ребят. Льговская базовая школа — это относительно большое учебное заведение, в нем 130 учащихся, здесь и относительно новое, по сравнению с другими, школьное здание, построенное около 30 лет назад.

— Если продолжить говорить о комфортных условиях, то ведь они зависят в первую очередь от того, сколько выделяют школе денег.

— Не всегда. Бывает, что учителя, руководители школ привыкли к тому, что есть (как иногда говорят, взгляд замылился), и им не хочется, даже странно что-то менять. Это относится и к приемам, методике педагогической работы. Поэтому базовая школа как некий центр передового педагогического опыта, некий во всех отношениях движок призвана играть большую роль.

— Директора базовой школы можно назвать первопроходцем. Как вам работается?

— Мне очень повезло с помощниками — заместителями по учебно-воспитательной работе Валентиной Анатольевной Балуевой и Еленой Николаевной Ерохиной, которых я сам таковыми назначил, выбрав из льговских учителей и угадав в них своих единомышленников. Наши взгляды на структуру школы, роль ее базы и филиалов абсолютно совпадают. Мы ни в коем случае не хотим отдалять их друг от друга, а, наоборот, стараемся как можно больше объединить, чтобы их жизнь тесно переплеталась. Планируем и проводим несколько раз в году разного рода общешкольные мероприятия для ребят. Одним из самых интересных и полезных, на мой взгляд, является научная конференция, к которой учащиеся всех наших школ очень старательно готовятся, а потом с большим волнением на ней выступают. Смогли мы также организовать и обмен педагогическим опытом, часто ездим друг к другу на открытые уроки…

— В школе есть свой автобус?

— Автобуса у нас пока нет, обходимся общественным транспортом, и это не представляет особого труда. Все школы удачно расположены и сравнительно недалеко: расстояние между крайними точками — где-то около 20 километров. При этом у многих есть свой личный транспорт, так что для учителя не проблема вести свой предмет и в одной, и в другой школе, если есть в этом необходимость.

Проявляя стремление организовать общешкольную жизнь, мы вовсе не хотим нивелировать наши школы. Пусть у каждой из них остается свой «конек», какое-то любимое направление: в Вышгородской школе — спорт, в Новоселках — художественная самодеятельность, в Кораблине и Дядькове — краеведение… И все же мы — одна школа. Ребята, выпускники филиалов, получают аттестат, где сказано: закончил Льговскую среднюю общеобразовательную школу… А значит, нам нужны, пользуясь распространенным сейчас выражением, различного рода скрепы. В будущем учебном году попытаемся, например, объединить систему дополнительного образования. В базовой школе и пока лишь в одном из филиалов будет работать кружок по конструированию — «Робототехника». Конструирование было когда-то очень развито в советской школе, что давало хорошие основы математическому образованию. Так что мы считаем это направление очень важным. Примечательно, что занятия в объединениях станет вести молодой педагог базовой школы. Он достаточно подготовлен к этому, побывал на Всероссийском робототехническом фестивале «РобоФест», на выставке «Образовательная среда»…

— Учителей вам хватает? Много ли среди них молодых?

— Учителей пока хватает, но стоим на грани. В базовой школе у нас достаточно молодой коллектив — сказывается близость ее к областному центру, где живут многие молодые специалисты. Филиалы от Рязани подальше, и это рождает проблему, которую не каждый начинающий учитель желает преодолеть. Хорошо было бы, если бы они имели возможность получить жилье или хотя бы комнату в общежитии в сельской местности. Насколько я знаю, такая идея у администрации нашего района есть.

— Жилье, зарплата — конечно, это для всякого молодого специалиста важно. Но есть еще одно — отношение к нему в коллективе. Знала молодого педагога, на котором в сельской школе, где он начал работать после вуза, поставили жирный крест: мол, нет у него призвания. А потом он стал призером на конкурсе учителей Рязани. Затем снова что-то случилось — ушел в дворники. Сейчас занимается бизнесом.

— Абсолютно уверен, что, если мы ставим перед собой цель создавать условия для всестороннего развития ребят, то мы должны обеспечивать такие же условия и для молодого педагога, и тогда, очень возможно, он станет талантливым учителем. В этом роль коллектива школы, ее руководителя огромна. Исходя из своего первоначального учительского и уже директорского опыта, скажу, что молодому специалисту в школе надо давать больше творческой свободы, воли, а иногда даже в чем-то идти у него на поводу. Вот хочет парень для занятий ноутбук именно такой модели или в своем классе белый ламинат на полу — директор должен расшибиться, но угодить ему. Самое замечательное от этого будет, когда в кабинет к молодому учителю придут его друзья, которые, например, тем же бизнесом занимаются, и будут восхищаться: «Как же у тебя здорово!» И он почувствует очень важную для нашего времени вещь: быть учителем — это современно, модно… Как говорит молодежь, это круто!

Ссылка для блогов