Карта сайта

Предвыборная программа на выборах губернатора Рязанской области

 

ПРЕДВЫБОРНАЯ ПРОГРАММА
Рязанского регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» на выборах Губернатора Рязанской области

Принята 1 октября 2012 года на внеочередной конференции
Рязанского регионального отделения
Партии «Единая Россия»

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Стратегической целью программы развития области до 2017 года остается повышение благосостояния людей, создание комфортных условий жизни в регионе. Это будет сделано за счет эффективного развития традиционных и создания новых отраслей экономики, грамотной бюджетной политики, обеспечения достойных социальных гарантий людям. Рязанская область – регион, обладающий значительным производственным, научно-техническим и кадровым потенциалом, имеющий развитую социальную инфраструктуру и достаточную емкость потребительского рынка. Используя эти преимущества и правильно определив «точки роста», регион смог преодолеть последствия мирового экономического кризиса, добиться определенных успехов в восстановлении экономики и продолжить реализацию проектов в социальной сфере. За четыре последних года Рязанская область достигла следующих макроэкономических показателей:

 

Показатели

2008 г.*

2012 г.*

Темп роста 2012 г. к 2008 г., %

Валовой региональный продукт, млрд. руб.

126,1

200,4

158,9

Объем отгруженных товаров собственного производства, млрд. руб.

105,7

178,6

169,0

Объем продукции сельского хозяйства, млрд. руб.

18,9

34,9

184,7

Объем работ, выполненных по виду деятельности «строительство», млрд. руб.

22,1

32,0

144,8

Ввод в действие жилых домов за счет всех источников финансирования, тыс. кв. м

456,6

478,1

104,7

Инвестиции в основной капитал, млрд. руб.

33,6

53,1

158,0

Оборот розничной торговли, млрд. руб.

59,1

112,9

191,0

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата, руб.

9 797

17 043

174,0

Средний размер начисленных месячных пенсий, руб.

2 942

7 818

265,7

Среднедушевые денежные доходы населения, руб. в месяц

8 115

14 410

177,8

* Здесь и далее по программе данные 2008 года – на 01.01.2008, 2012 года – на 01.01.2012 года.

 

Уровень регистрируемой безработицы благодаря проводимой Правительством области политике к началу 2012 года достиг докризисного уровня – 1,1% от экономически активного населения области.

За последние четыре года в области стала увеличиваться рождаемость, ежегодно рождается больше на 200 младенцев – жителей нашего региона. При этом общая смертность за последние годы снижалась в среднем на 10% ежегодно, особенно быстрыми темпами снижалась младенческая смертность. Естественная убыль населения снизилась на 27%. Средняя продолжительность жизни выросла с 65 до 67,7 лет.

Вся региональная политика на предстоящий до 2017 года период будет строиться на следующих принципах: забота о человеке, повышение благосостояния, создание комфортных условий для проживания и обеспечение социальных гарантий населения области, развитие традиционных и создание новых отраслей экономики.

Приоритетами в сфере здравоохранения и демографии будут: укрепление здоровья и воспитание здорового образа жизни, совершенствование форм и методов оказания медицинской помощи, создание условий для роста рождаемости и увеличения продолжительности жизни населения области.

В образовании будут продолжены системные изменения, направленные на обеспечение детей дошкольным образованием, подготовку специалистов с начальным и средним профобразованием, отвечающим современным требованиям рынка труда.

Социальная политика будет ориентирована на адресную поддержку малообеспеченных семей, людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, пожилых граждан, инвалидов и участников Великой Отечественной войны.

Большое внимание будет уделено сохранению и популяризации культурного наследия, повышению нравственности и патриотизма молодого поколения, формированию стремления к самореализации.

По-прежнему актуальными задачами будут доступность и обеспечение жильем людей с различным уровнем доходов, повышение качества жилищно-коммунального обслуживания, строительство дорог и благоустройство дворовых территорий, создание экологически безопасной и комфортной среды в местах проживания, работы и отдыха населения.

Будут постоянно повышаться доступность и качество предоставляемых государственных

и муниципальных услуг как для граждан, так и для бизнес-сообщества. Для формирования цивилизованного рынка труда, обеспечения занятости населения будет увеличиваться создание эффективных высокооплачиваемых рабочих мест, в том числе через развитие малых форм хозяйствования. Новое качество жизни населения будет обеспечено за счет роста экономики региона, формирования благоприятного инвестиционного климата и имиджа области, выпуска инновационной и конкурентоспособной продукции рязанских товаропроизводителей.

Локомотивами роста по-прежнему будут промышленный комплекс и сельское хозяйство, которые намечено перевести на качественно новый уровень развития. Кроме того, все более важное значение будет иметь малый и средний бизнес.

 

1. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА И СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

1.1. УРОВЕНЬ И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ

Основной целью экономической и социальной политики является обеспечение устойчивого динамичного роста денежных доходов населения, снижение уровня бедности в регионе.

Для реализации указанной цели в ближайшие пять лет планируется обеспечить: n ежегодный рост заработной платы в реальном секторе экономики не ниже чем на 12,25% и доведение средней заработной платы по региону в 2017 году до 36,6 тыс. рублей; n ежегодную индексацию заработной платы в учреждениях бюджетной сферы и доведение ее до уровня средней заработной платы в экономике области.

Для этого планируется реализовать значительный комплекс мер:

1. Довести до размера средней по региону заработную плату педагогических работников:

- учреждений общего образования – до конца 2012 года;

- дошкольных образовательных учреждений – до конца 2013 года;

2. Поэтапное доведение к 2017 году:

-заработной платы младшего и среднего медицинского персонала до размера средней по региону, врачей – до двукратного размера средней по региону;

- заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения учреждений начального и среднего профессионального образования и социальных работников – до уровня средней заработной платы в экономике области;

3. Довести средний размер заработной платы в сфере культуры до 26 тыс. т рублей, т.е. повысить в 2,4 раза.

Одновременно росту оплаты труда работников бюджетной сферы будет способствовать выход минимальной заработной платы на уровень прожиточного минимума (с 2008 по 2011 г. он вырос с 4 273 до 6 100 рублей, или в 1,4 раза).

Не менее важной задачей является осуществление контроля за своевременностью выплаты заработной платы. Эта работа в кризисный и послекризисный периоды позволила сократить объем просроченной задолженности по зарплате с 41,4 млн. рублей до 2,6 млн. рублей, или в 6,3 раза.

Будет продолжена работа с руководителями предприятий по ликвидации просроченной задолженности по заработной плате. Особое внимание будет уделяться своевременному и полному выполнению бюджетных обязательств в части выплаты заработной платы. Реализация мер по росту благосостояния населения позволит к 2017 году достичь увеличения величины среднедушевых доходов населения до 26,4 тыс. рублей, или на 80%. В результате роста денежных доходов населения численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума уменьшится с 16,1% в 2012 году до 10% к 2017 году.

 

1.2. ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

Стратегической целью укрепления демографической политики является рост численности и увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения Рязанской области. Положительная динамика в демографии Рязанской области была отмечена Президентом РФ В.В. Путиным и Правительством РФ – регион в 2012 году премирован выделением дополнительно 308 миллионов рублей из федерального бюджета на модернизацию здравоохранения.

На ближайшие пять лет предполагается сохранить темпы роста рождаемости, снижения смертности и достичь к 2017 году средней продолжительности жизни – 72 года. Эти цели будут достигнуты за счет:

- повышения уровня и качества жизни, роста доходов населения;

- совершенствования оказания бесплатной, доступной и качественной медицинской помощи с приоритетом профилактики, диспансеризации и привития населению основ здорового образа жизни;

- стимулирования занятий населения физической культурой и спортом (продолжится строительство физкультурно-оздоровительных комплексов, которые к 2017 году появятся в каждом крупном и среднем муниципальном образовании, в том числе новые объекты будут построены и в городе Рязани);

- роста жилищного строительства, в основном эконом-класса;

- удешевления стоимости жилья;

- реализации программ льготного ипотечного кредитования, предоставления субсидий отдельным категориям граждан (молодым и многодетным семьям, семьям, имеющим инвалидов, бюджетникам);

- ликвидации очередности в детские сады;

- гарантии предоставления бесплатного качественного среднего образования;

- обеспечения трудовой занятости населения, в том числе воспитывающих детей женщин, инвалидов и желающих работать пенсионеров;

- социальной поддержки льготных категорий граждан, инвалидов, ветеранов, пенсионеров и детей;

- развития социокультурного пространства и совершенствования молодежной политики.

На решение социальных проблем, связанных с демографической политикой, ежегодно будет направляться около половины расходов областного бюджета.

 

1.3. РЫНОК ТРУДА, ЗАНЯТОСТЬ

Основными целями в области рынка труда и занятости населения являются обеспечение эффективной занятости населения региона и целевая поддержка наиболее уязвимых или наименее конкурентоспособных на рынке труда категорий граждан.

Решению данной задачи будет способствовать повышение уровня информированности населения. Во всех центрах службы занятости граждане смогут пользоваться информационными киосками для получения сведений об имеющихся вакансиях, ситуации на рынке труда, оказываемых в этой сфере государственных услугах, а также юридических консультаций.

Будет продолжена работа по повышению доступности к Интернет-ресурсам, единому порталу государственных и муниципальных услуг, информационному порталу «Работа в России», в котором находится вся информация о вакансиях, не только по области, но и по всей России. Во всех центрах службы занятости будет продолжено внедрение системы электронной очереди, что позволит сократить время и повысить качество обслуживания граждан.

Будет совершенствоваться система профессионального обучения, подготовки, переподготовки и повышения квалификации незанятого и работающего населения. Для этого будет оказываться услуга по организации профессиональной ориентации в целях выбора безработными востребованной на рынке труда сферы деятельности, а также их профессионального обучения. Ежегодно данную услугу смогут получать более 40 тыс. человек.

Продолжится развитие системы временной занятости населения, благодаря которой несовершеннолетние граждане в возрасте от 14 до 18 лет смогут получать временную работу в свободное от учебы время.

Особое внимание будет уделено трудоустройству лиц предпенсионного и пенсионного возраста. Для них ежегодно будет проводиться более 30 ярмарок вакансий рабочих мест (три в г. Рязани, по две в городах Касимове, Скопине, Сасове и 22 мини-ярмарки в остальных муниципальных образованиях), что позволит ежегодно трудоустраивать более 3 тыс. человек данной категории и уменьшит использование мигрантов на производствах.

Устранение диспропорции в спросе и предложении рабочей силы за счет:

- выпуска специалистов начального, среднего и высшего профессионального образования под реальные потребности экономики и социальной сферы;

- создания новых высокотехнологичных рабочих мест для молодежи;

- создания условий для внутрирегиональной трудовой миграции.

Реализация мероприятий, направленных на развитие рынка труда и занятости, позволит снизить уровень зарегистрированной безработицы и не допускать его роста более 1%, а также снизить приток мигрантов на 30%.

 

1.4. ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

Сохранение и укрепление здоровья населения региона является основной целью в области здравоохранения, для достижения которой необходимо формирование здорового образа жизни, повышение доступности и качества медицинской помощи.

В настоящее время лечебная помощь в регионе оказывается 85 учреждениями здравоохранения, в том числе в 5 межрайонных центрах, 531 фельдшерско-акушерском пункте и 52 врачебных амбулаториях. Сформирована сеть специализированных медицинских центров: 7 сердечно-сосудистых, 6 онкологических, 16 травмоцентров и 5 центров здоровья.

Расходы на здравоохранение (за счет всех источников финансирования) с 2008 года возросли практически в 2 раза. Это позволило значительно улучшить материально-техническую базу лечебных учреждений, оснастить их современным оборудованием, повысить заработную плату медицинским работникам.

Регион вошел и реализовал федеральные программы по совершенствованию медицинской помощи больным сердечно-сосудистыми, онкологическими заболеваниями, пострадавшим в результате ДТП, развитию службы крови, формированию здорового образа жизни населения (привлечение средств федерального бюджета).

В рамках программы модернизации было израсходовано 4,3 млрд. рублей, в том числе около 1,5 млрд. рублей на:

- ремонт помещений 46 больниц;

- приобретение 618 единиц современного медицинского оборудования;

- увеличение автопарка на 208 единиц.

Построен ряд новых объектов: радиологический корпус Рязанского областного клинического онкологического диспансера, психиатрический комплекс в п. Выша Шацкого района, перинатальный центр в г. Рязани, современные родильные дома в Шилове и Новомичуринске, реконструируется роддом в Сасове. В текущем году планируется завершить строительство родильного дома в Касимовском муниципальном районе и терапевтического корпуса в Пронском районе, в 2013 году – осуществить ввод лечебного корпуса в Александро-Невском районе, поликлиники в Шацком районе.

В целях достижения максимальной доступности медицинских услуг для сельских жителей малонаселенных пунктов, где отсутствуют фельдшерско-акушерские пункты, в 2011 году организованы 360 домовых хозяйств с выделением ответственных лиц, прошедших обучение по программе оказания первой помощи. Одновременно развивались выездные формы работы учреждений здравоохранения.

Созданы офисы врачей общей практики в семи районах области и два в г. Рязани. В ближайшие пять лет в сфере здравоохранения будет продолжена реализация почти 20 целевых программ. Их основными задачами является улучшение здоровья людей, снижение уровня смертности и увеличение продолжительности жизни населения. В период с 2013 по 2017 год на реализацию этих программ планируется выделить более 4,5 млрд. рублей. Ключевыми мероприятиями в решении данных задач являются: предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера, такими как сахарный диабет, туберкулез, ВИЧ/СПИД, онкология, инфекции, передаваемые половым путем, психические расстройства, болезни системы кровообращения, детская онкология/гематология, сохранение здоровья матери и ребенка, совершенствование медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях, противодействие злоупотреблению наркотиками, алкогольной продукцией, формирование здорового образа жизни населения.

Будет продолжена работа по укреплению материально-технической базы, которая затронет около 70% всех медицинских учреждений области.

Планируется:

- отремонтировать 55 учреждений здравоохранения, в том числе 22 центральные районные больницы и 2 районные;

- оснастить необходимым оборудованием 45 учреждений здравоохранения;

- в 80 фельдшерско-акушерских пунктах провести капитальный ремонт и оснастить 417 необходимым медицинским оборудованием и мебелью.

Планируется строительство 67 фельдшерско-акушерских пунктов в населенных пунктах, где имеющиеся помещения не отвечают современным требованиям. На эти цели в 2013–2017 годах планируется потратить около 2,5 млрд. руб. Для повышения доступности медицинской помощи в городе Рязани будет осуществляться строительство:

- поликлиник в микрорайонах Дашково-Песочня и Канищево;

- здания городской клинической больницы скорой медицинской помощи(БСМП);

- пристройки к зданию областного консультативно-диагностического центра для детей;будут реконструированы:

- лечебные корпуса онкологического и кардиологического диспансеров;

- хирургический блок областной клинической больницы.

Будет продолжена работа по организации домовых хозяйств и офисов врачей общей практики, их количество к 2017 году увеличится в 1,5 и 2,5 раза соответственно.

Все это позволит улучшить эффективность оказания медицинской помощи, усовершенствовать систему охраны здоровья населения.

Развитие информационно-коммуникационных технологий в сфере здравоохранения позволит совершенствовать оказание амбулаторно-поликлинической помощи населению и ликвидировать очереди в поликлиниках и поликлинических отделениях лечебно-профилактических учреждений области.

К 2016 году предполагается создать условия для завершения перехода к преимущественно страховой форме (на одноканальное финансирование через систему обязательного медицинского страхования), а также к «подушевому» принципу финансирования здравоохранения, что будет способствовать переводу учреждений здравоохранения на экономические рельсы управления через стимулирование труда медицинских работников по достигнутым результатам, с целью дальнейшей гармонизации отношений врач – пациент.

В целях стимулирования молодых врачей, выезжающих работать на село, будут осуществляться единовременные компенсационные выплаты в размере 1 млн. рублей. Кроме того, молодым специалистам будет оказываться поддержка в решении жилищных проблем и осуществляться доплата к зарплате.

Будет продолжена реализация комплексных мер по противодействию злоупотреблению алкогольной продукцией и наркотиками. Планируется сократить количество торговых точек, реализующих алкоголь, к 2017 году более чем на 40%. Будет активизирована работа по пресечению производства контрафактной продукции, торговли суррогатом, а также незаконного оборота алкоголя. Совершенствование профилактических антинаркотических мероприятий, в том числе по формированию негативного отношения к немедицинскому потреблению наркотиков, уничтожение наркосырьевой базы позволят к 2017 году снизить заболеваемость синдромом зависимости от наркотических веществ на 19%.

Все намеченные мероприятия позволят улучшить здоровье и качество жизни населения, обеспечить к 2017 году снижение показателя младенческой смертности на 5–7%, уровня смертности от болезней системы кровообращения – на 23%, от новообразований – на 18%, от туберкулеза – на 2%, от дорожно-транспортных происшествий – в два раза.

 

1.5. ОБРАЗОВАНИЕ

Стратегической целью развития образования Рязанской области является достижение высокой конкурентоспособности выпускников через обеспечение  доступности и качества образовательных услуг.

 

Дошкольное образование

Охват детей услугами дошкольного образования в 2008–2011 годах увеличился с 67,3% до 76% за счет строительства 10 и реконструкции 2 детских садов, а также создания 192 дополнительных групп в действующих детсадах. В настоящее время проблема дефицита мест в дошкольных образовательных учреждениях полностью решена в 14 муниципальных образованиях. За последние два года дополнительно создано более 4200 мест для дошкольников. В 2012 году будет создано еще 1155 мест. По городу Рязани задача полного обеспечения местами в дошкольных учреждениях детей трехлетнего возраста будет решена уже к концу 2012 года. К 2016 году потребность населения в дошкольных образовательных услугах для детей в возрасте от трех до семи лет будет полностью удовлетворена за счет строительства 12 новых детских садов, реконструкции существующих, открытия около 50 новых групп в действующих садах и на базе общеобразовательных школ. На эти цели будет израсходовано около 1 млрд. рублей из областного бюджета.

 

Общее образование

Сеть общеобразовательных учреждений Рязанской области удовлетворяет запросу населения региона на получение начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и включает в себя 309 общеобразовательных учреждений.

За период 2008–2011 годов расходы консолидированного бюджета на общее образование увеличены на 35% (в том числе на укрепление материально-технической базы – на 31,7%, оплату труда – на 28%). В этот период было построено 8 новых школ, капитально отремонтирована 41 школа, поставлено новое учебное, технологическое и медицинское оборудование в 89 школ, приобретено 225 школьных автобусов. В 2012 году капитально отремонтировано 26 общеобразовательных учреждений, текущий ремонт проведен в 66 школах. Все общеобразовательные учреждения переведены на нормативное бюджетное финансирование, введена новая система оплаты труда. Заработная плата учителей общеобразовательных учреждений в 2012 году увеличилась в 1,6 раза по сравнению с 2010 годом.

В период с 2013 по 2017 год планируется:

- построить и реконструировать 15 учреждений общего образования;

- провести капитальный ремонт в 152 образовательных учреждениях;

- обеспечить современным учебно-лабораторным оборудованием 75% учреждений, спортивным оборудованием – 84% учреждений, технологическим оборудованием для школьных мастерских – 25% учреждений;

- все школы будут оснащены современными обучающими системами (установлены интерактивные доски, все школьные компьютеры объединят в локальные сети, что позволит более эффективно использовать информационно-коммуникационные технологии и тем самым вывести процесс обучения на качественно новый современный уровень).

При этом доля учреждений, отвечающих требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, увеличится с 40% до 76%.

 

Дополнительное образование

В настоящее время в Рязанской области действует 79 учреждений дополнительного образования (72 – муниципальных и 7 – областных), создано 3 914 объединений технического творчества, эколого-биологического, туристско-краеведческого, спортивного, художественно-эстетического, военно-патриотического профилей, в которых занимаются 61 327 воспитанников (67% от общего количества детей).

Услугами дополнительного образования дети могут воспользоваться независимо от их места жительства и финансовых возможностей семьи. В период до 2017 года планируется:

- укрепление материально-технической базы учреждений (проведение капремонта в 36 учреждениях, приобретение 15 единиц автотранспорта, 23 комплектов оборудования);

- создание специализированного Научно-методического центра-школы по работе с одаренными детьми;

- осуществление адресной поддержки одаренных детей и педагогов, их подготовивших.

Эта работа будет способствовать:

- увеличению к 2017 году доли детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, с 67% до 75% от общего количества детей этого возраста;

- увеличению доли включенных в областную систему выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей от общего количества детей школьного возраста с 25% до 30%.

 

Система отдыха и оздоровления детей

Вопрос организации отдыха и оздоровления детей имеет особую значимость как важнейшая составляющая государственной социальной политики. Ежегодно оздоравливаются около 64% от общего числа детей школьного возраста. За 2008–2011 гг. в Рязанской области охват детей отдыхом и оздоровлением увеличен на 12%. Пять загородных стационарных детских оздоровительных лагерей переведены на круглогодичный режим работы. Особое внимание Правительством Рязанской области уделяется оздоровлению детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. За последние четыре года количество оздоровившихся детей этой категории увеличилось на 16%.

В Рязанской области начала действовать долгосрочная целевая программа по организации отдыха, оздоровления и занятости детей в 2012–2014 годах с общим объемом финансирования 93505,0 тыс. рублей.

К 2017 году планируется:

- развитие сети оздоровительно-образовательных организаций;

- увеличение количества оздоровленных детей на 15% по отношению к 2012 году.

 

Развитие семейного воспитания детей-сирот

За последние 4 года в Рязанской области активно реализовывался комплекс мер, направленный на развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: усыновление, опека и попечительство, приемная семья, патронатное воспитание. Реализация государственной политики, ориентированной на развитие ценностей семьи, позволит к 2017 году увеличить количество детей, устроенных на воспитание в семьи, до 85%.

Одной из приоритетных задач остается обеспечение жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа. С 2008 по 2011 год на приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, было выделено из областного и федерального бюджетов 431,3 млн. рублей.

Приобретены жилые помещения для 453 человек. В 2012 г. жильем будут обеспечены 236 человек. На эти цели из областного и федерального бюджетов выделено 223,4 млн. рублей.

С 2013 по 2017 год работа по обеспечению жильем детей-сирот будет продолжена. Все дети, у которых имеется право на получение жилого помещения, будут обеспечены жильем в установленные законом сроки.

 

Профессиональное образование

Основной задачей в сфере профессионального образования является приведение его содержания и структуры в соответствие с потребностями рынка труда. В 2008–2012 годах все учреждения профобразования перешли на новые федеральные государственные образовательные стандарты, на 25% повышены стипендии, объем стимулирующих выплат педагогам составил 20%. На базе образовательных учреждений региона создано 4 ресурсных центра, 10 центров содействия трудоустройству выпускников, открыто 8 новых, востребованных на рынке труда, направлений подготовки рабочих и специалистов среднего звена.

В 2013–2017 годах планируется:

- обновить материально-техническую базу образовательных учреждений;

- повысить эффективность деятельности 33 учреждений среднего профессионального образования, обеспечить ежегодный рост зарплаты. Уже в течение

2012–2013 годов зарплата разным категориям преподавателей будет повышена на 30–50%.

Модернизация системы профобразования будет осуществляться в рамках кластерного подхода через взаимодействие с ассоциациями и союзами работодателей, с отдельными предприятиями.

Взаимодействие образовательных учреждений с предприятиями региона даст возможность:

- выпускать тех, кто соответствует потребностям предприятий и организаций региона;

- проходить практику и обеспечивать трудоустройство выпускников на эти же предприятия.

Таким образом, к 2017 году будет решена задача развития интегрированных образовательных учреждений, внедрения механизмов взаимодействия учреждений профессионального образования и работодателей. Система профессионального образования будет соответствовать потребностям регионального рынка труда.

 

1.6. КУЛЬТУРА И ТУРИЗМ

Важнейшей целью развития культуры и туризма является реализация права граждан на доступ к культурным ценностям. Одна из главных задач отрасли – укрепление материально-технической базы учреждений культуры.

В последние годы интенсивно ведется строительство и реконструкция учреждений культуры. За период 2008–2012 годов из областного бюджета на эти цели было выделено более 700 млн. рублей.

Впервые в России реализуются принятые в Рязанской области программы:

- проведение капитального ремонта и реконструкции зданий театров.

Завершены реконструкция здания Рязанского областного музыкального театра и строительство пристройки к основному зданию областной универсальной библиотеки имени Горького;

- капитальный ремонт муниципальных учреждений культуры, куда в 2013–2017 годах будет направлено не менее 200 млн. руб. из областного бюджета.

Будет построено и реконструировано 18 новых объектов культуры – на сумму1 млрд. 121 млн. рублей из областного бюджета. Среди самых важных строек – строительство фондохранилища Государственного музея-заповедника С.А. Есенина (2014 год), которое позволит сохранить бесценные реликвии, связанные с жизнью и творчеством поэта.

Совершенствуется система поддержки художественного образования, одаренной молодежи.

С 2016 года начнет действовать система грантовой поддержки молодых специалистов сферы культуры, работающих на селе. Увеличится число стипендиатов Губернаторской стипендии «Юные дарования».

На поддержку народных художественных промыслов, национальных ремесел, национальных культур из регионального бюджета будет направлено более 52 млн. руб., в том числе на приобретение оборудования, компенсацию процентных ставок по кредитам и лизингу, на организацию выставок, фестивалей и конкурсов. Будет создан региональный «Центр ремесел».

На решение проблем сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия Рязанской области предусмотрено 124,1 млн. рублей из регионального бюджета. К 2017 году доля отреставрированных объектов культурного наследия увеличится до 61%.

В сфере туризма стоит задача создать все условия для развития внутреннего и въездного туризма в области, повысить конкурентоспособность туристского рынка региона. Туризм – это и экономика, и рабочие места, и доступ к культурным ценностям, прославление региона.

В 2013–2016 годах на развитие внутреннего и въездного туризма в Рязанской области будет направлено около 500 млн. руб. За счет этих средств будут решаться ключевые задачи:

- создание условий для развития туристических центров: разработка и реализация программ приема туристов, создание комплекса обеспечивающей инфраструктуры туристско-рекреационного кластера «Рязанский» (куда входят с. Константиново, Остров, Кремль);

- поддержка развития социального туризма: создание условий для проведения массовых туристских мероприятий для детей, молодежи и людей пожилого возраста.

Реализация комплекса мероприятий позволит к 2017 году увеличить:

- количество мест в гостиницах Рязанской области на 3400 мест (45%), с 7600 до 11000 мест;

- объем платных услуг в сфере туризма увеличить в 2 раза – с 483,3 млн. руб. до 954,4 млн. руб.;

- объем инвестиций в основной капитал коллективных средств размещения на 25% – с 957 млн. руб. до 1386 млн. руб.;

- число работающих в гостиничном и туристическом бизнесе увеличить на 50% – с 4,4 тыс. до 6,3 тыс. человек; а также:

- развивать прилегающую территорию;

- создать более 1000 дополнительных рабочих мест;

- обеспечить дополнительный приток туристов в Рязанскую область до 1 млн. человек.

 

1.7. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

Приоритетным в 2013–2017 годах остается развитие массовой физической культуры и спорта. Для этого будут приняты меры для повышения качества

спортивно-оздоровительной работы и создания условий по формированию здорового образа жизни среди населения региона.

За 2008–2011 годы введено в эксплуатацию пять современных физкультурно-спортивных комплексов с бассейном, школьный спортзал в с. Морозово-Борки Сапожковского района, стадион «Труд» и спортивный корпус в г. Скопине, крытый тренировочный каток с искусственным льдом Дворца спорта «Олимпийский» и стадион СДЮСШОР «Олимпиец» в городе Рязани. Построены плоскостные сооружения (спортивные площадки) в г. Сасово и г. Касимове, р.п. Александро-Невский, в п. Листвянка Рязанского района, пять – в г. Рязани.

В 2011 году количество занимающихся физической культурой и спортом возросло относительно 2008 года на 10,3 тыс. человек и составляет 133,8 тысячи человек, из них детей и молодежи – почти 80%. Основные задачи в области спорта в 2013–2017 годах:

-развитие массовой физической культуры и спорта;

-развитие спорта высших достижений, подготовка спортивного резерва по олимпийским видам спорта;

-проведение мероприятий по пропаганде физической культуры и спорта, здорового образа жизни, в том числе через организацию физкультурных и спортивных соревнований и оказание финансовой поддержки сильнейшим рязанским спортсменам, занявшим призовые места на первенствах, чемпионатах и кубках мира, Европы и России.

Реализация этих планов позволит к 2017 году увеличить долю детей и подростков в возрасте от 6 до 15 лет, занимающихся в специализированных спортивных учреждениях с 27,2% до 40,1%, существенно увеличить количество спортсменов Рязанской области, входящих в состав сборных команд Российской Федерации по олимпийским видам спорта.

Повышение качества и доступности спортивных услуг также позволит увеличить долю населения Рязанской области, систематически занимающегося физической культурой и спортом, с 11,7% до 18,3% к 2017 году.

В 2013–2017 годах:

-будет построено 10 физкультурно-спортивных комплексов с бассейном.

В том числе:

-в г. Рязани, в г. Шацке, р.п. Александро-Невский и р.п. Ермишь; в г. Ряжске, р.п. Елатьма; в г. Спасске, р.п. Кадом; в г. Кораблино и г. Новомичуринске. Два из них – с искусственным льдом.

Планируется построить в 25 районных центрах 25 плоскостных спортивных сооружений (спортивных площадок) общей стоимостью 375 млн. рублей, в г. Рязани –8 стоимостью 120 млн. руб.

При поддержке федерального Правительства предстоит построить центры большого тенниса и художественной и спортивной гимнастики в г. Рязани, провести реконструкцию центра гребного спорта «Сынтул» в п. Сынтул Касимовского района, Центрального спортивного комплекса г. Рязани. Также будет начато строительство регионального центра водных видов спорта. Таким образом, к 2017 году обеспеченность спортивными сооружениями увеличится с 30,8% до 43,5%.

 

1.8. МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА

В Рязанской области проживают почти 250 000 тыс. молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет – это 1/5 населения области. Основной задачей молодежной политики является реализация потенциала молодежи независимо от ее социального статуса.

В Рязанской области разработана система мер по выявлению и поддержке талантливых и одаренных молодых людей. Ежегодно около 90 учащимся начального и среднего образования, студентам, курсантам и слушателям военных вузов, молодым ученым вручаются поощрительные стипендии и премии Губернатора Рязанской области. С 2008 по 2011 год их получили более 350 представителей талантливой молодежи региона.

За последние годы (с 2008 по 2011-й) жилищные условия с использованием безвозмездных социальных выплат улучшили 614 молодых семей (из них 129 многодетных семей), на общую сумму 367 млн. рублей.

Молодежная школа предпринимательства позволяет молодым людям разработать собственный бизнес-проект и реализовать его. С 2009 года более 150 человек приняли участие в отборе кандидатов в школу,56 человек прошли обучение. 27 человек из числа участников школы смогли успешно организовать собственный бизнес.

Задачи на 2013–2017 годы:

-активно развивать студотрядовское движение, которое является эффективным механизмом решения проблемы трудоустройства молодежи. С 2008 по 2012 год ежегодно приобретали трудовой опыт в студенческих строительных, педагогических, механизированных, животноводческих и ветеринарных, финансово-экономических, агроэкологических, технологических и социальных отрядах 3200–3500 человек. В период 2013–2017 годов планируется увеличение количества молодых людей, принимающих участие в третьем трудовом семестре, до 4000–4500 человекежегодно. Общее число студентов вузов и ссузов Рязанской области составляет около 35000 человек;

-развивать в молодежной среде волонтерское движение. В областидействует 211 волонтерских отрядов, объединяющих более 6 тысяч добровольцев.Они оказали помощь 105 тысячам рязанцев.Планируется к 2017 году число волонтеров увеличить в два раза;

-активизировать работу по обеспечению помещениями детских и молодежных общественных объединений, клубов молодых семей, центров для неформальной молодежи, клубов по месту жительства, что снизит число правонарушений среди молодежи;

-число детей и представителей молодежи, принимающих участие в деятельности формальных и неформальных общественных объединений, к 2017 году увеличить в 1,5 раза;

-предусмотреть меры поддержки молодежи в ряде отраслевых программ в экономике и социальной сфере.

 

1.9. СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

Основным направлением сферы социальной защиты населения остается поддержка наименее защищенных категорий граждан: детей-сирот, детей-инвалидов, многодетных семей, ветеранов и инвалидов, пожилых людей. Эти же приоритеты сохранятся в 2013–2017 годах.

С 2008 по 2011 год расходы на социальную политику выросли в 1,7 раза – до 6,8 млрд. рублей. Это позволило значительно улучшить материально-техническую базу отраслевых учреждений, открыть два центра социального обслуживания в г. Рязани, дом-интернат для престарелых и инвалидов в р.п. Лашма, три отделения срочного соцобслуживания, одно отделение дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов, центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства в с. Криуша, создать службы «Сопровождение семьи», «Горячая линия» и «Социальный патруль».

В 2013–2017 годах планируется проведение текущего и капитального ремонта в 53 учреждениях соцзащиты. В 2013–2014 годах на эти цели будет выделено 45 млн. рублей из областного бюджета. 500 млн. руб. будет выделено на строительство корпуса в Романцевском психоневрологическом интернате и Дома ветеранов п. Солотча г. Рязани.

В 2013–2017 годах новым медицинским и технологическим оборудованием будут оснащены 7 комплексных центров социального обслуживания, 11 психоневрологических интернатов, 5 домов-интернатов для престарелых и инвалидов и геронтологический центр им. П.А. Мальшина. Общая стоимость работ – около 250 млн. рублей.

В 2013–2017 годах в дополнение к уже действующим четырнадцати службам «Мобильная бригада» будет создано еще девять, что позволит решить проблему обслуживания граждан, проживающих в отдаленных населенных пунктах.

 

Обеспечение благоустроенным жильем ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны

В 2010–2011 годах 2192 ветерана Великой Отечественной войны, проживающих в области, обеспечены жильем на общую сумму 2,3 млрд. рублей. Еще 1394ветерана будут обеспечены благоустроенным жильем до конца 2012 года. По Губернаторской программе поддержки ветеранов Великой Отечественной войны быловыделено 59,5млн. рублей на капремонт жилья 897 ветеранам и членам их семей.Средства выделены из резервного фонда Губернатора.

 

Обеспечение доступной среды для инвалидов, реабилитация граждан с ограниченными возможностями

В 2013–2017 годах планируется:

-ежегодно оплачивать расходы по доставке к месту отдыха и лечения

специально оборудованным транспортом 2600–2650 детей (общая сумма финансирования – 2,5 млн. рублей);

-обеспечивать санаторно-курортным лечением детей-инвалидов, приобретая путевки «Мать и дитя», на сумму 7,2 млн. рублей;

-приобрести общественный транспорт, оборудованныйдля перевозки инвалидов-колясочников, на сумму 142 млн. рублей.

Поддержка малообеспеченных семей, имеющих детей:

-в 2013–2017 годах продолжится работа по обеспечению многодетныхсемей при рождении (усыновлении) третьего ребенка земельными участками для жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства;

-с 2013 года будет производиться ежемесячная денежная выплата нуждающимся в поддержке семьям при рождении третьего ребенка и последующих детей в размере установленной в области величины прожиточного минимума для детей.

Ежегодное финансирование составит 95 млн. рублей.

 

1.10. ЖИЛИЩНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

Рязанская область по объемам ввода жилья среди субъектов ЦФО традиционно занимает 5–8 место. Средняя обеспеченность жилой площадью в области на начало 2012 года составляет 26,3 кв. м на человека, что на 16% превышает среднероссийский показатель.

Основной целью политики области в сфере жилищного строительства определено создание условий для постоянного наращивания объемов вводимого жилья и увеличение его доступности для семей с разным уровнем доходов.

Для достижения поставленной цели предстоит решить следующие задачи:

-увеличить в два раза объемы ежегодного жилищного строительства с 500 тыс. кв. м в 2012 году до 1016 тыс. кв. м в 2017 году. Для этого планируется реализация проектов по комплексной застройке новых районов многоэтажной и малоэтажной застройки, на эти мероприятия планируется направить из разных источников более 124 млрд. руб., что позволит построить более 52 тыс. квартир во всех районах области. В том числе в г. Рязани будет построено не менее 2,6 млн. кв. метров общей площади жилья;

-привлечение инвестиций в развитие инновационных технологий в жилищном строительстве и стройиндустрии области;

-снижение стоимости строящегося жилья, при улучшении качества и комфортности, за счет применения современных стройматериалов и инновационных технологий, а также увеличения ввода жилья эконом-класса.

Для этих целей начата работа по созданию на территории области индустрии быстровозводимого индивидуального жилья с применением новых материалов и энергосберегающих технологий, обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой за счет средств бюджетов всех уровней, преимущественно для строительства жилья эконом-класса, и дальнейшему развитию системы ипотечного жилищного кредитования.

За счет реализации этих мероприятий, начиная с 2012 года, планируется обеспечить ежегодный рост объемов ввода жилья не менее чем на 8–10%. Значительная роль в современном строительстве отводится развитию комплексной малоэтажной застройки, особенно на селе. Возведение малоэтажного жилья, учитывая динамичность и экономичность его строительства, обеспечит рост объемов жилищного строительства. Принята долгосрочная целевая программа по развитию малоэтажного жилищного строительства. Она предусматривает строительство поселков жильяэконом-класса, обеспеченных за счет бюджетных средств инженерной и транспортной инфраструктурой, и предоставление гражданам социальных выплат на строительство жилых домов.

В рамках программы будет построено 60 тыс. кв. м индивидуальных жилых домов, улучшат жилищные условия 1500 семей жителей Рязанской области. В ближайшую пятилетку мы планируем:

-увеличить до 60% долю жилья, соответствующего стандартам экономического класса, и до 44% долю малоэтажного жилья в общем объеме ввода;

-довести до 29,7 кв. м общую площадь жилых помещений, приходящуюся в среднем на 1 жителя Рязанской области;

-снизить с 4 лет до 3,6 года коэффициент доступности жилья.

Мы создадим в регионе условия с тем, чтобы Министерство обороны Российской Федерации строило целые микрорайоны для военнослужащих, в том числе ведомственное жилье на землях воинских частей.

В рамках такого сотрудничества в микрорайоне Канищево и в районе Михайловского шоссе г. Рязани уже начато строительство жилых домов для военнослужащих, уволенных и увольняемых в запас из рядов Вооруженных сил.

В 2012 году сдано в эксплуатацию 2 дома на 268 квартир. А в первом полугодии 2013 года более 1200 семей военнослужащих переедут в новые квартиры, что позволит ликвидировать очередь граждан этой категории, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Мы должны создать такие условия, чтобы основная масса жителей Рязанской области не реже одного раза в 15 лет имела возможность без особого напряжения улучшать свои жилищные условия.

 

2. РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ

2.1. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

Развитие инвестиционной деятельности, улучшение инвестиционного климата и увеличение сбыта производимой продукции, в том числе за рубеж, являются сегодня приоритетами для любого российского региона.

Стратегическая цель – создать максимально благоприятные условия для всех категорий инвесторов, чтобы вывести Рязанскую область в число наиболее привлекательных для ведения бизнеса регионов.

Для достижения поставленной цели будут решены следующие задачи:

1. Обеспечение законодательно гарантированных мер государственной поддержки инвесторов и комфортной административной среды.

В 2013 году будет разработана «дорожная карта», которая позволит сократить сроки предоставления инвесторам земельных участков и недвижимого имущества государственной и муниципальной собственности, оформления всевозможных разрешений и согласований на строительство.

Продолжится модернизация законодательных и нормативных актов Рязанской области с учетом лучших российских правоприменительных практик организации процессов поддержки инвесторов.

Развитию инвестиционной и инновационной инициативы будет способствовать институт уполномоченного по защите прав предпринимателей. Обращения инвесторов в адрес уполномоченного станут поводом для проверок неправомерной деятельности чиновников различных органов власти.

Итогом этой работы станет предоставление инвесторам максимума налоговых льгот и других форм государственной поддержки, обеспечение четкой процедуры их получения, создание прозрачной схемы совместных шагов от идеи до ввода объектов в эксплуатацию.

2. Формирование современной инвестиционной инфраструктуры путем создания новых индустриальных площадок в различных муниципальных образованиях.

Продолжится работа по созданию зон ускоренного инвестиционного развития: первой в России международной особой экономической зоны промышленно-производственного типа в Пронском районе; технопарка и индустриально-логистического центра в Рыбновском районе;промышленно-инновационного парка в Рязанском районе. На эти цели планируется потратить около 4 млрд. рублей через частно-государственное партнерство.

В течение пяти лет на более чем 1500 га свободных земельных участков планируется разместить не менее 30 крупных и средних предприятий.

Активно будет проводиться политика по созданию и развитию кластеров: цементного, инновационного, промышленно-производственного, туристско-рекреационного, фармацевтического, в основу которых заложена исторически сложившаяся специализация региональной экономики, минерально-сырьевая база, а также имеющийся научный и кадровый потенциал.

3. Создание механизмов взаимодействия с инвесторами и использование потенциала институтов развития федерального и регионального уровней. Системным оператором по взаимодействию с инвесторами будет выступать созданное региональным Правительством акционерное общество «Корпорация развития Рязанской области». Его основными приоритетами станут развитие инфраструктуры перспективных земельных участков, индустриальных парков и технопарков на территории Рязанской области, а также сопровождение инвестиционных проектов и инвесторов в режиме «одного окна».

Для обеспечения реализации социально ориентированных и крупных инфраструктурных проектов будет задействован потенциал институтов развития федерального уровня: государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», инновационного центра «Сколково», открытых акционерных обществ: «РОСНАНО», «Российская венчурная компания», «Российский инвестиционный фонд информационно-коммуникационных технологий».

Для максимально эффективного использования механизмов государственно-частного партнерства будут созданы региональные инвестиционный и залоговый фонды, что позволит оказывать поддержку социально значимым для региона проектам, в том числе с привлечением федерального финансирования.

4. Развитие в инвестиционной сфере будет происходить в тесном взаимодействии региональной, муниципальной власти и бизнеса. В муниципальных образованиях продолжится работа по подготовке информации о свободных перспективных земельных участках, производственных помещениях, их обеспеченности энергетической, инженерной, транспортной, телекоммуникационной и иной инфраструктурой, которая будет размещаться на интерактивной инвестиционной карте Рязанской области.

5. Стимулирование инвестиционной деятельности, оптимизация и модернизация инвестиционных процессов в муниципальных образованиях позволят обеспечить дальнейший рост объемов инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования, модернизировать и создать дополнительно к 2017 году около 150 тыс. рабочих мест, значительно увеличить налоговые поступления в областной бюджет.

Объем капитальных вложений за период 2013–2017 гг. увеличится более чем в 2 раза и составит в 2017 году более 145 млрд. рублей. Объем иностранных инвестиций в экономику региона в 2017 году превысит 300 млн. долларов США.

 

2.2. ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Промышленный комплекс – одна из главных составляющих экономики региона, базовый источник бюджетных доходов, где занята четверть работающего населения.

Цель промышленного развития – это формирование высокоэффективного промышленного комплекса региона, обеспечивающего высокие темпы роста производства, создающего конкурентоспособную, наукоемкую продукцию.

Высокий научно-технический и технологический потенциал области позволяет развивать наукоемкое производство, что создает объективные предпосылки для перехода региона на инновационную модель развития. В середине прошлого года в целом по области был достигнут докризисный уровень производства. Промышленность региона устойчиво наращивает темпы производства, сокращается доля убыточных организаций.

Первоочередной задачей на ближайшие годы станет создание условий для расширения выпуска конкурентоспособной промышленной продукции. Для этого необходимы условия для модернизации и технического перевооружения производства, будет создана долгосрочная целевая программа «Стимулирование развития промышленности Рязанской области» – это поддержка предприятий, выпускающих принципиально новые виды инновационной, высокотехнологичной, наукоемкой продукции.

Участники программы будут иметь возможность привлекать на техническое перевооружение и модернизацию производства, освоение новой конкурентоспособной продукции около 2 млрд. рублей в год.

Привлечение инвесторов для реализации современных проектов в промышленном секторе.

Будет успешно завершена реализация таких проектов, как:

-производство стеклопластиковых труб ПК «Стеклокомпозит»;

-крупнейший в России центр обработки и хранения информации компании «Яндекс» на территории двух муниципальных районов Рязанской области с созданием 200 рабочих мест;

-фармацевтический производственный комплекс по производству лекарственных средств на основе био- и нанотехнологий ООО «ФОРТ» в Рязанском районе, где будет создано более 700 рабочих мест;

-ЗАО «Завод высокопрочного крепежа Бервел» в Рыбновском районе проектной мощностью 21 тыс. тонн крепежных изделий и 33 тыс. тонн калиброванного проката в год;

-инвестиционные проекты в области лесопереработки.

Сегодня доля инновационной продукции в общем объеме продукции, выпускаемой промышленными предприятиями области, составляет 3,1%.

Задача на ближайшие пять лет – увеличить долю инновационной продукции в три раза. Для реализации этой задачи будут организованы новые промышленные производства инновационной направленности, а также проведена техническая и технологическая модернизация существующих производственных мощностей промышленных предприятий, обеспечивающих увеличение выпуска инновационной продукции;

-на финансирование этих мероприятий до 2017 года из средств областногобюджета будет направлено свыше 400 млн. руб.;

-будет продолжена работа с госкорпорацией «РОСНАНО» по созданию программы «Стимулирование спроса на инновационную продукцию»;

-будет создана и начнет активно развиваться сеть бизнес-инкубаторовна базе рязанских вузов по примеру радиоуниверситета.

Во взаимодействии с руководителями предприятий оборонно-промышленного комплекса будет продолжена работа с федеральными структурами, с Министерством промышленности РФ, Рособоронзаказом и российскими компаниями, с тем, чтобы полностью загрузить заказами наши оборонные предприятия. Им будет дана возможность развивать соцсферу для своих работников, в том числе строительство жилья.

В результате реализации этих задач промышленное производство в области за период 2013–2017 годов вырастет на 21%.

 

2.3. ПРОИЗВОДСТВО СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ

Развитие эффективного строительного комплекса направлено на удовлетворение внутренних потребностей региона в стройматериалах по ценам, обеспечивающим строительство доступного жилья для населения, – одна из приоритетных задач.

Рязанская область практически полностью обеспечена сырьем для производства строительных материалов, имеются значительные запасы песка, глины, известняка, цементного сырья.

Наличие крупного месторождения гипса может стать отправной точкой длясоздания промышленного производства гипса и вяжущих материалов на его основе, а также гипсокартона. Важной составляющей дальнейшего развития отрасли является проведение геологических, поисковых и разведочных работ, изучение недр, что будет способствовать открытию новых месторождений и позволит увеличить прирост полезных ископаемых, являющихся сырьем для производства строительных материалов.

С 2013 до 2017 года объем добычи природного сырья вырастет по глине в 1,9 раза, известняка на щебень – в 1,5 раза, известняка строительного – в 1,3 раза, песка строительного – в 1,5 раза, цементного сырья – в 2,2 раза. Основная задача в производстве строительных материалов – продолжить техническое перевооружение действующих, а также создание новых энергосберегающих экологически безопасных производств на основе местного сырья, улучшение качества стройматериалов.

Для этого в рамках государственной поддержки таких предприятий будет запланировано свыше 50 млн. рублей, а также будут предприняты активные действия по скорейшему завершению строительства:

-в Михайловском районе – двух современных заводов: одного – по производству цемента сухим способом проектной мощностью 1,8 млн. тонн цемента в год, другого – по производству 7,8 млн. тонн клинкера в год; объем инвестиций – 14 и 57 млрд. рублей соответственно;

-в Пронском районе – предприятия ООО «Эко-Золопродукт» по производству стеновых блоков из ячеистого газобетона проектной мощностью 143 млн. шт. кирпичей в год, объем инвестиций – 1,2 млрд. рублей;

-в г. Рязани – ООО «Завод Шинглас» по производству гибкой битумной черепицы проектной мощностью 30 млн. кв. м в год, объем инвестиций – 1,5 млрд. рублей;

-в Скопинском районе – ООО «Гипсовый комбинат» по производству сухих строительных смесей (1050 тыс. тонн в год, объем инвестиций – 10,2 млрд. руб.).

Реализация инвестпроектов позволит достичь к 2017 году производства стройматериалов: цемента – 3500 тыс. тонн (в 3 раза больше, чем в 2011 году), штучных стеновых материалов – 362 млн. шт. условного кирпича (более чем в 3 раза), железобетонных конструкций – 680 тыс. куб. м (более чем в 1,5 раза), теплоизоляционных материалов – 2536 тыс. куб. м (более чем в 1,3 раза), мягких кровельных гидроизоляционных материалов – 190 млн. кв. м (более чем в 1,6 раза), стекла – 70 млн. кв. м.

 

2.4. СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

Основными направлениями стратегии развития АПК являются:

-формирование эффективного конкурентоспособного производства, обеспечивающего продовольственную базу региона;

-увеличение объемов производства продукции растениеводства и животноводства;

-освоение новых региональных и международных рынков;

-укрепление финансовой устойчивости хозяйствующих субъектов отрасли за счет повышения рентабельности производства, внедрения новых технологий, усиления селекционной работы;

-обеспечение достойного уровня жизни на селе за счет повышения заработной платы, создания социальной инфраструктуры, улучшения качества дорог и коммуникаций.

В Рязанской области работают 351 сельскохозяйственное предприятие иболее 200 предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, более 2,5 тысячи крестьянских (фермерских) хозяйств, 289 тысяч личных подсобных хозяйств.

В 2011 году на господдержку АПК было направлено 3 млрд. рублей (к 2008 г. –рост 30%). В 2013–2017 годах финансирование отрасли будет доведено до ежегодного уровня в 3,5–4 млрд. руб. из средств федерального и областного бюджетов.

 

Растениеводство

В рамках диверсификации растениеводства в 2012 году, по сравнению с 2008 годом, увеличены посевы кукурузы на зерно в 10 раз, сахарной свеклы – в 1,5 раза, увеличены площади под посадку картофеля – в 1,8 раза, масличных культур – в 6 раз, в том числе подсолнечника – в 35 раз, рапса и сурепицы – в 2,5 раза.

В 2013–2017 годах увеличение объемов производства основных видов культур будет осуществляться за счет:

-вовлечения в оборот новых земель,

-повышения производительности труда и урожайности через внедрение современных инновационных технологий.

К 2017 году планируется выйти на уровень производства: 1600–1800 тыс. тонн зерна (в 1,7 раза больше 2011 года), сахарной свеклы – 1200–1300 тыс. тонн (в 1,8 раза), картофеля – 500–600 тыс. тонн (в 1,3 раза), масличных культур – 100–150 тыс. тонн (в 1,8 раза) и овощей – 130–140 тыс. тонн (в 1,2 раза).

Продолжится работа по обеспечению сельхозпредприятий дизельным топливом по льготной цене, что позволяет им ежегодно экономить до 150 млн. рублей, и выделение субсидий на:

-приобретение ГСМ,

-возмещение части расходов по агрохимической мелиорации земель,

-поддержку элитного семеноводства,

-возмещение затрат на перевозку сахарной свеклы до организаций перерабатывающей промышленности автомобильным и железнодорожным транспортом. Общая сумма субсидий – не менее 200 млн. рублей.

В 2013–2017 годах будет усилена поддержка личных подсобных хозяйств. Она включает в том числе обеспечение семенами, комбикормами, ветеринарными услугами, помощь в реализации готовой продукции.

Продолжится поддержка садоводов и огородников, в том числе по обеспечению территорий коллективных товариществ коммунальной инфраструктурой, предоставление точек сбыта продукции на продовольственных рынках и ярмарках выходного дня.

 

Животноводство

Основная задача – обеспечение в полном объеме населения Рязанской области продукцией животноводства собственного производства, а также наращивание объемов с целью продажи в других регионах.

За период с 2008 по 2011 год построено 10 новых ферм на 11 тысяч головдойного стада. В течение этих лет производилась последовательная замена малопродуктивных пород КРС на высокопродуктивные. Общее производство молока в сельхозпредприятиях области увеличилось на 20,2 тысячи тонн, или на 8%.

Планируется, что в 2012 году средний надой молока на одну корову составит 5000 кг, что почти на 40% выше уровня 2008 года (3602 кг).Увеличилось производство свинины с 5,9 тыс. тонн в 2008 году до 18,1 тыс. тонн в 2011 году (в 3 раза).Запущена в эксплуатацию ферма по выращиванию индеек, и на рязанский рынок направлена первая продукция. Получило развитие акселерационное кролиководство. Ежегодное производство в сельхозпредприятиях составляет до 80 тонн мяса кроликов.

В течение этих лет было проведено переоснащение предприятий бройлерного птицеводства современным оборудованием и замена поголовья птицы. Модернизация, проведенная на ЗАО «Окская птицефабрика», позволила увеличить производство яиц в 1,7 раза по сравнению с 2008 годом.

В 2013–2017 годах планируется для увеличения объемов производстваи переработки молока:

-продолжение обновления породного состава стада коров на болеевысокопродуктивный скот;

-строительство 7 животноводческих комплексов по содержанию дойного стада коров общей мощностью более 80 тыс. тонн в год (с. Октябрьское Пронского района, д. Казинка Скопинского района, д. Борисовка и п. Ленинский Александро-Невского района, с. Подболотье Пителинского района, с. Истье Старожиловского района, д. Вакино Рыбновского района, п. Авангард Чучковского района);

-модернизация производства ООО «Агромолкомбинат «Рязанский» с доведением мощности по переработке молока до 400 тонн в сутки. Общий объем инвестиций составит около 6 млрд. рублей. Реализация проектов позволит создать не менее 250 новых рабочих мест.

Все эти меры позволят к 2017 году увеличить объемы производства молокадо 300 тыс. тонн, рост составит 20%.Будут привлечены инвестиции для развития мясного скотоводства, сформирована племенная база.

Планируется:

-создание в Скопинском районе хозяйства по разведению специализированных мясных пород крупного рогатого скота мощностью 1,25 тыс. тонн в год;

-строительство свинокомплекса в Сараевском районе и убойного цеха

в Кораблинском районе, что позволит получать и перерабатывать до 50 тыс. тонн мяса свиней;

-строительство птицефермы для выращивания индейки в Старожиловскомрайоне в объеме 6000 тонн мяса;

-строительство овцеводческих комплексов в Путятинском и Сапожковскомрайонах, что позволит дополнительно производить 1000 тонн баранины в год;

-создание птицефермы по содержанию уток в Шиловском районе (2800тонн мяса);

-строительство козоводческой фермы в Ухоловском районе (2500 тоннмолока).

Для реализации проектов в области животноводства будет привлечено около 10 млрд. рублей инвестиций, что позволит создать более 1,5 тыс. новых рабочих мест на селе.

В результате реализации намеченных планов по развитию животноводства производство скота и птицы на убой увеличится к 2017 году до 115,2 тыс. тонн, по сравнению с 2011 годом более чем в 1,5 раза.

 

Пищевая и перерабатывающая промышленность

Создание условий для переработки и хранения сельхозпродукции являетсяодним из определяющих факторов развития агропромышленного комплекса.

Планируется:

-завершить строительство в с. Ходынино Рыбновского района в 2014 году

комплекса овощехранилища (ООО «Унгор») на 49 тыс. тонн овощей, первая очередь которого на 7 тыс. тонн уже работает;

-построить в Александро-Невском районе новый сахарный завод мощностью 123,2 тыс. тонн сахара (включен в федеральную программу развития сахарной промышленности до 2020 г.);

-реконструировать действующей Сотницынский сахарный завод с увеличением в два раза мощности по переработке сахарной свеклы и доведением ее до 25 тыс. тонн сахара в год;

-завершить в 2015 году строительство пищевого комбината в Милославском районе и довести производство линии переработки до 1100 кг в час картофельных хлопьев, объем переработки картофеля составит 76 тыс. тонн в год;

-увеличить к 2017 году мощности по хранению зерна в п. Нижне-Мальцево

Сасовского района, в Александро-Невском и Шацком районах, зонах хранения зерна в п. Элеватор г. Рязани, в г. Ряжске. В результате мощности по единовременному хранению зерна увеличатся на 298 тыс. тонн, прирост элеваторных мощностей составит 30%.

Приоритетами в организации инновационных производств в сельском хозяйстве являются глубокая переработка зерна, мельничное производство, переработка масличных культур, производство глюкозных сиропов различных видов и ценных белковых кормов для сельскохозяйственных животных.

В связи с этим в 2013 году планируется создание кормовой базы для сельхозпредприятий на основе побочных продуктов и цеха по производству глюкозных сиропов в р.п. Ибредь Шиловского района.

Реализация этих проектов создаст более 700 новых рабочих мест, привлечет около 5 млрд. рублей инвестиций и позволит к 2017 году увеличить производство муки в 2 раза, сахара в 5 раз, вполовину нарастить объемы плодово-овощных консервов.

Социальное развитие села

В области успешно реализуется программа «Социальное развитие села».За последние два года финансирование жилищного строительства на селе из областного бюджета увеличилось в 1,5 раза.

В среднем за год по этой программе в области улучшают жилищные условия 130 семей, в основном молодые семьи.

Всего в 2012 году на социальное развитие села направляется около 400 млн. рублей. Кроме строительства жилья, средства направляются на газификацию, водоснабжение, электроснабжение, благоустройство территорий, строительство школ, фельдшерско-акушерских пунктов, строительство и реконструкцию спортивных сооружений и площадок. К 2017 году на эти цели из федерального и областного бюджетов будет направляться около 730 млн. руб. в год, что в 1,8 раза больше, чем в 2012 году.

 

2.5. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК

Цель развития потребительского рынка – полное удовлетворение потребностей жителей Рязанской области в качественных товарах и услугах, в том числе в отдаленных и труднодоступных населенных пунктах. Для динамичного развития потребительского рынка предстоит решить ряд основных задач:

1. Увеличение количества торговых площадей, особенно современных форматов, в муниципальных образованиях области.

Всего в 2013–2017 годах планируется создать не менее 400 объектов потребительского рынка и около 6 500 дополнительных рабочих мест, увеличить обеспеченность населения торговыми площадями на 15%, доведя обеспеченность торговыми площадями до установленных нормативов (особенно в отдаленных муниципальных образованиях), и посадочными местами в предприятиях общественного питания на 30%, за счет расширения предприятий быстрого и доступного питания.

2. Расширение сбыта продукции, произведенной в Рязанской области.

Будет продолжено проведение ярмарочной и сезонной торговли плодоовощной, мясной и рыбной продукцией. Торговля будет осуществляться во всех районных центрах, а в г. Рязани – вблизи крупных промышленных предприятий и в спальных районах.

Продолжится работа по открытию магазинов торговых сетей в районных центрах Рязанской области, создающих дополнительные возможности для сбыта продукции местных товаропроизводителей, в том числе народных художественных промыслов.

На розничных рынках будет расширено присутствие сельхозтоваропроизводителей и владельцев ЛПХ (личных подсобных хозяйств).К 2017 году в области будут функционировать 33 розничных рынка, в том числе 5 – сельскохозяйственных.

3. Стимулирование развития системы потребительской кооперации как основной организации, обслуживающей преимущественно сельское население и охватывающей услугами выездной торговли более 350 населенных пунктов.

Планируется более динамично развивать всю многопрофильную деятельность потребительской кооперации (заготовительной, производственной, торговой и бытового обслуживания), направленную на создание дополнительных рабочих мест для сельского населения, а также обеспечение товарами и услугами первой необходимости жителей малонаселенных и отдаленных деревень.

Правительством Рязанской области будет продолжено оказание мер государственной поддержки организациям потребительской кооперации. На эти цели планируется затратить не менее 100 млн. рублей.

К 2017 году обеспеченность населения торговыми площадями по области достигнет показателя 820 кв. м, посадочными местами в предприятиях общественного питания – 55 на 1000 человек. Товарооборот розничной торговли и общественного питания увеличится не менее чем на 50% и составит 220 млрд. рублей. Доля потребительской кооперации в совокупном объеме товарооборота области увеличится до 6–7%, удвоятся показатели по оказанию комплекса дополнительных услуг сельскому населению.

 

2.6. МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Стремление рязанцев заняться собственным делом неуклонно растет, о чем свидетельствует ежегодный рост субъектов малого бизнеса – в среднем на 20%.

Основная задача развития малого бизнеса – это самозанятость, создание новых рабочих мест, повышение доходов населения, в конечном итоге – повышение благосостояния большого количества людей.

К 2017 году будет дополнительно создано еще около 1 тыс. предприятий и свыше 20 тыс. рабочих мест в малых предприятиях реального сектора экономики.

К 2017 году предприятиями малого и среднего бизнеса будет установленоболее 4000 ед. нового оборудования и реализовано около 300 программ энергоэффективности, что позволит повысить их рентабельность.

Этому будет способствовать реализация областной целевой программы развития малого и среднего предпринимательства и активная работа центров поддержки предпринимательства во всех муниципальных образованиях области.На реализацию этих мероприятий из областного и федерального бюджетов будет направлено до 2017 года более 1,5 млрд. руб.

Активно функционируют механизмы господдержки, в том числе успешно действует Рязанский областной фонд поддержки малого предпринимательства (РОФПМП) и Гарантийный фонд.

К 2017 году капитализация РОФПМП возрастет до 270 млн. рублей, или на 50%, а сроки кредитования будут увеличены до 5 лет.При этом будет проводиться политика снижения процентных ставок по кредитам для малого бизнеса, участвующего в реальном секторе экономики региона (обрабатывающие производства, строительство, сельское хозяйство, транспорт и связь).

Объем кредитов, предоставленных под поручительство Гарантийного фонда (нарастающим итогом к 2017 году), должен увеличиться в 2 раза и достигнуть 5 млрд. рублей.

Новыми формами поддержки субъектов малого бизнеса станут:

1. Развитие деятельности Рязанского регионального центра развития субконтрактации, созданного на базе Гарантийного фонда Рязанской области.

2. Оказание помощи для доступа рязанских предприятий на международные рынки в условиях вступления России в ВТО.

3. Передача на муниципальный уровень выдачи субсидий по грантам начинающим, лизингу, энергоэффективности, образовательным программам, что обеспечит широкую доступность большинства видов государственной поддержки для сельских предпринимателей.

До 2017 года должно произойти увеличение доли субъектов малого и среднего предпринимательства по территории области в сельских муниципальных образованиях.Доля малых предприятий, работающих в реальном секторе экономики, достигнет 60%; доля ВРП, созданная на предприятиях малого и среднего бизнеса, вырастет до 30%.

 

3. РАЗВИТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ

3.1. ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

Повышение качества жизни населения невозможно без улучшения ситуации в дорожно-транспортной сфере.

Основные задачи дорожной отрасли:

Увеличение потока транзитного, регионального транспорта и повышение безопасности дорожного движения на федеральных, региональных и местных трассах.

К 2017 году по федеральным дорогам планируется:

-сделать освещение на всех участках автодорог, проходящих по населенным пунктам, установить недостающее барьерное ограждение на опасных участках, отремонтировать водопропускные сооружения;

-на автодороге М-5 «Урал» построить 2 транспортные развязки (пос. Дягилево, ТЦ «М-5 Молл»), обход г. Сасова в районе с. Боковой Майдан, обходы

г. Скопина и с. Кирицы;

-выполнить капитальный ремонт с расширением полос 130 км автодороги М-6 «Каспий» в Михайловском, Пронском, Скопинском и Ряжском районах;

-выполнить ремонт 35 км автодороги с расширением полос Калуга–Тула–Михайлов–Рязань в Михайловском, Захаровском, Рязанском районах и на Михайловском шоссе г. Рязани.

В 2013 году будет завершено строительство масштабного объекта – Северного обхода г. Рязани. Это позволит решить проблему разгрузки исторического центра города от транспортных потоков транзитного транспорта, следующего в направлениях Пензы, Москвы, Нижнего Новгорода.

Будет создана серия второстепенных дорог в г. Рязани путем реконструкции действующей дорожной сети со строительством путепроводов через пересекающую город железную дорогу с тем, чтобы перенаправить транспортный поток из центра города.В результате снизятся потоки транзитного транспорта, аварийность на улично-дорожной сети, улучшится экологическая обстановка.

Главная задача – при максимально эффективном использовании средств дорожных фондов привести в ближайшие 3 года дороги в нормативное состояние, сделать их надежными и безопасными.

На развитие и содержание региональных или межмуниципальных дорогв 2013–2017 годах будет направлено 18,6 млрд. рублей, из них на строительство – 2,8 млрд. рублей, приведение в нормативное состояние – 9,2 млрд. рублей, содержание – 6,6 млрд. рублей.

Особое внимание будет уделено качеству дорожных работ, внедрениюновых инновационных технологий, позволяющих увеличить долговечность дорог и их межремонтные сроки.

 

Создание муниципальных дорожных фондов

С 2012 года сформированы муниципальные дорожные фонды, которые будут ежегодно наполняться из Дорожного фонда Рязанской области и части муниципальных налогов.

Планируется до 2017 года выделить муниципалитетам на приведение в порядок муниципальных дорог более 3 млрд. рублей. Эти средства будут направлены в том числе на ремонт дворовых территорий и проездов к ним.

 

Транспорт

На территории Рязанской области развит железнодорожный, автомобильный и речной транспорт. Совместно с Московской железной дорогой будут приняты меры по сокращению времени в пути электропоезда «Экспресс» по маршруту Рязань–Москва до двух часов. В 2013 году завершится реконструкция вокзального комплекса Рязань–2. Для сохранения на уровне (не ниже существующего) объемов перевозок пригородным транспортом из регионального бюджета будут выделены дотации в сумме около 600 млн. рублей в течение 2013–2017 годов.

Продолжится модернизация подвижного состава транспорта, используемого при перевозке пассажиров в городском, пригородном и междугородном сообщении.

В течение пяти лет практически полностью будет обновлен парк автобусов и троллейбусов. Будет системно осуществляться закупка автобусов, работающих на газомоторном топливе.

На эти цели из областного и муниципальных бюджетов будет использовано более 1 млрд. рублей. С целью создания удобства пассажиров будет внедрена система безналичной оплаты проезда в транспорте общего пользования с использованием пластиковых карт. Сумма инвестиций по проекту составит около 150 млн. рублей. Система обеспечит возможность льготного проезда гражданам, имеющим на это право, не только на муниципальном, но и на коммерческом транспорте.

Активно будут проводиться работы по восстановлению объемов перевозки грузов и пассажиров водным транспортом, за счет строительства гидроузла Кузьминское в Рыбновском районе. Будет продолжена работа по созданию аэропорта межрегионального значения и развитие авиации на территории области за счет передачи от Министерства обороны РФ в долгосрочную аренду объектов недвижимости летного поля аэродрома Протасово.

За 2013–2017 годы без учета федеральных средств на реализацию всех задач по модернизации транспорта и инфраструктуры будет затрачено около 2,5 млрд. рублей бюджетных и внебюджетных средств.

 

3.2. КОММУНАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

Будет продолжена реализация программы по модернизации жилищно-коммунального комплекса с объемом финансирования около 5 млрд. руб. В результате этого повысится надежность работы объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства и объектов коммунальной энергетики, возрастет качество предоставляемых услуг и экономическая устойчивость предприятий жилищно-коммунального комплекса.

В 2013–2017 годах будет реализована областная целевая программа «Чистаявода», с общим объемом финансирования около 4 млрд. рублей, что позволит провести модернизацию систем водоснабжения и водоотведения в регионе и улучшить качество питьевой воды, в том числе в г. Рязани.

В 2013–2015 годах будет проведена замена 1086 лифтов с закончившимися нормативными сроками эксплуатации, на что планируется потратить 1,85 млрд. руб.

Развитие коммунальной инфраструктуры, создание на территории областикрупных объектов по сортировке, переработке и захоронению бытовых и промышленных отходов – еще одна задача жилищно-коммунального комплекса.

Для решения этой проблемы будет продолжена комплексная работа по созданию системы обращения с отходами производства и потребления, будут построены полигоны для захоронения твердых бытовых отходов (ТБО) и предприятия по сортировке и комплексной переработке бытовых и промышленных отходов.

Будет построено не менее семи новых, современных, экологически чистых межмуниципальных полигонов, а в г. Рязани – современный комплекс по глубокой сортировке и комплексной переработке бытовых и промышленных отходов, который позволит провести рекультивацию городской свалки.

Это позволит на 100% обеспечить население области местами сбора и захоронения ТБО в соответствии с установленными нормативами. Будет продолжена работа по реализации начатой в 2011 году программыпо энергосбережению и повышению энергоэффективности с объемом финансирования более 2,2 млрд. руб. На сегодняшний день в Рязанской области не осталось котельных, работающих не на газовом топливе.

Одно из важнейших мероприятий – перевод жилых домов в малых населенных пунктах на поквартирное теплоснабжение, что позволит отказаться от эксплуатации убыточных котельных, повысить качество теплоснабжения и горячего водоснабжения и снизить затраты жителей на оплату энергоресурсов до 30%.

Кроме того, в этом случае достигается круглогодичное пользование горячей водой, без перерывов на ремонт в летние месяцы.

Путем реализации комплекса мероприятий в рамках перечисленных задачпланируется построить и реконструировать:

-более 240 км сетей водоснабжения;

-60 водозаборных узлов, в составе которых 50 водонапорных башен;

-более 62 км сетей водоотведения и 29 канализационных насосных станций на них;

-15 котельных;

-более 50 км сетей электроснабжения;

-ежегодно примерно по 115 колодцев в сельской местности, что позволит охватить все нуждающиеся населенные пункты.

Совместно с Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства будет продолжена работа по ликвидации аварийного и ветхого жилья, капитальному ремонту многоквартирных домов.

С 2013 года в области будет продолжен капитальный ремонт многоквартирных домов, что позволит уменьшить затраты населения на проведение капитального ремонта до уровня 5–10% от его общей стоимости.

С 2013 по 2017 год на переселение граждан из аварийного и ветхого жилищного фонда будет выделено около 2 млрд. руб., а количество семей, улучшивших за счет этого свои жилищные условия, планируется увеличить до 6000.

К 2017 году планируется довести уровень газификации жилищного фонда до 95–97%.

 

3.3. ИНФОРМАЦИОННОКОММУНИКАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА И ГОСУДАРСВТЕННЫЕ УСЛУГИ

Сегодня любой гражданин, обратившийся за услугой, сталкивается с различными административными барьерами. Задача органов власти – избавить граждан от сборов лишних справок и сведений.

В 2013–2014 годах для всех востребованных услуг будет обеспечена возможность подачи запросов в электронной форме, отслеживания хода исполнения услуги и получения ее результата через Интернет, что позволит не менее 70% гражданам обращаться за муниципальными и государственными услугами и получать их прямо из дома или с места работы. В конечном итоге перевод услуг в электронный вид уменьшит или вообще исключит личное общение граждан с чиновниками, сократит материальные и временные затраты для их получения.

Важнейшей задачей до 2017 года является создание возможности получения услуг по принципу «одного окна» на базе сети многофункциональных центров предоставления услуг (МФЦ) для тех граждан, которые в силу разных причин не имеют возможности получать их в электронном виде.

В городе Рязани в 2010 году был открыт первый в регионе МФЦ.

Он работает по принципу «одного окна» и оказывает 6 видов федеральных, 47 региональных, 34 вида муниципальных услуг. Такие МФЦ будут открыты во всех районных центрах.

 

4. СОХРАНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

В 2013 году будет завершена работа по разработке единых санитарно- защитных зон промышленных узлов г. Рязани, что позволит комплексно оценить все факторы, влияющие на качество воздуха, провести дополнительные мероприятия по его улучшению, включая ограничение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу промышленными предприятиями.

В плановом периоде систему наблюдения за качеством атмосферного воздуха планируется усилить 10 стационарными постами мониторинга. В ближайшие годы предполагается провести капитальный ремонт 76 гидроузлов, что позволит предотвратить возможные аварии и вероятный ущерб объектам энергетики, сельского хозяйства, коммунальной и промышленной инфраструктуры.

Планируется системно расчищать русла рек, с тем чтобы обеспечить защиту прибрежных населенных пунктов от паводковых вод.

К 2017 году за счет введения в действие новых очистных сооружений ежегодный сброс в водоемы области загрязненных сточных вод планируется сократить на 3,5 млн. куб. м, или на 2,5%.

Экологическая ситуация в регионе неразрывно связана с положением дел

в лесном хозяйстве, актуальными проблемами которого являютсяохрана лесов от пожаров, их качественное воспроизводство.

Система охраны лесов от пожаров будет усилена путем укрепления материально-технической базы, совершенствования технологий обнаружения и тушения возгораний, что позволит повысить оперативность обнаружения возгораний, снизить время тушения до 5 часов, уменьшить среднюю площадь лесного пожара на 20%.

В течение 2013–2017 годов продолжится доукомплектация пожарно-химических станций 3-го типа, будет закуплено 63 единицы техники, 513 единиц оборудования, 2 пожарно-наблюдательные вышки и 15 камер видеонаблюдения.

С учетом необходимости компенсации потерь 2010 года и сохранения лесистости региона на существующем уровне (25%) лесовосстановительные мероприятия на период 2013–2017 годов запланировано провести на площади 42 тыс. га по следующим направлениям:

n обеспечение функционирования объектов единого генетико-селекционного комплекса, осуществление лесовосстановления, выращивание посадочного материала и уход за лесами.

До 2017 года, помимо трех особо охраняемых территорий федерального значения, планируется организация 4 новых природных парков общей площадью около 74 тыс. га («Есенинский» на территории Рыбновского и Рязанского районов, «Старорязанский» на территории Спасского района, «Придонье» на территории Милославского района, «Осетринский» на территории Захаровского и Рыбновского районов), что позволит увеличить площадь особо охраняемых территорий областного значения на 45,5%.

Завершение начатых и реализация запланированных мероприятий развития лесного комплекса позволит к 2017 году увеличить объемы производства лесопромышленного комплекса в 1,5 раза относительно уровня 2011 года, создать дополнительно более 1000 рабочих мест и, соответственно, повысить вклад этой отрасли в общие показатели социально-экономического состояния Рязанской области. А главное, позволит сохранить лесной комплекс как уникальную среду обитания, любимое место отдыха.

файлы для загрузки
(1)