Рязанская область
Регион не найден
Версия для слабовидящих

Лидия Денисова: Подрастающему поколению желаю, чтобы они учились и были патриотами своей страны

27 января 2022, 10:10
В преддверии Дня воинской славы активисты регионального отделения партии «Единая Россия» встретились с членом Рязанской областной общественной организации «Жители блокадного Ленинграда»

«У меня остались детские воспоминания, достаточно много, мама также многое рассказывала», – начала свой рассказ Лидия Дмитриевна Денисова.

Родилась она в Захаровском районе. Папа работал секретарем райкома партии, мама была домохозяйкой. Где-то середине 1940 года, после смерти отца, когда нашей героине было 3 года, они с мамой и братиком переехали в Ленинград.

«Нас к себе забрали дедушка с бабушкой. Жили они там достаточно давно, у них была работа и квартира. Дедушка был возчиком. Он очень рано умер от голода. Бабушка там еще жила со своей дочерью. Всего у моей мамы трое сестер, – уточнила она. – Нам выделяли хлеб. Братику, мне, бабушке – по 125 грамм. Маме давали по 250 грамм, так как она работала у станка. Давали еще бутылочку молочка. Она экономила все. И ее отпускали к несовершеннолетним детям. Какими путями она до нас добиралась – не знаю, ведь перестало ходить все, коммуникаций совершенно никаких не было уже. Когда мама приносила молоко, сначала отливали его, затем забеливали водичкой, потом еще раз разбавляли. Собирали каждую крошечку хлеба».

По словам Лидии Дмитриевны, их семья жила рядом с Бадаевскими складами, там хранился запас продукции на пять лет для ленинградцев. «Небо было все затянуто стратостатами. Сидели с занавешенными окнами, мы даже не могли открыть шторку. Раньше был «морганчик», его бабушка или дедушка делали. Это был стаканчик с нитками, проволокой, масло и фитиль», – добавила она.

Склад разбомбили полностью. Все, что там было, смешалось с землей. «Не знаю, откуда у мамы были силы. Она ведрами со складов носила нам землю. И вот из этой гари (там видимо сладости были, сахар) бабушка делала нам компотик, иногда мы с водичкой эту гарь пили. У меня до сих пор вкус горелого сахара ощущается и, наверное, не забуду его до самой смерти, – вспомнила пожилая женщина. – Всякие были казусы. Бабушка пошла с карточками отовариваться. Один раз пошла – отобрали хлебушек, второй раз – тоже самое. Потом мама сама ходила на склады, на Неву, приносила воду».

Во время одной из воздушных тревог, когда бежали в бомбоубежище, ранили бабушку. Мама работала на Кировском заводе, и ее ранило около станка.

«В марте 1942 года нас эвакуировали в Рязань, мама нас не оставила. Она везла меня, братика и свою младшую сестру, которая была очень истощена, на санках. Кто мог – лез по головам, невзирая ни на что. На разных станциях снимали с поезда людей, кого живыми, кого уже полумертвыми, кого-то уже здесь похоронили. В Ряжске и Спасске открыты мемориалы, мы там бываем», – продолжила Лидия Дмитриевна.

Семья вернулась в Захарово. Сначала жили у тети, но у нее была большая семья, шесть детей.

«Затем нам дали дом, в котором топили печку. Ходили, собирали для этого хворост. Как блокадникам нам привозили солому, чтобы топить. Бабушка собирала золу, добавляла ее в воду и получалась щелочь. После этого парила нас с братом в печке, – делилась воспоминаниями дальше Лидия Дмитриевна. – Люди были сочувственные, помогали блокадникам и угощали нас. Не забуду никогда, как соседка принесла картофельный мешок, там были очистки, но мы рады были. Я пошла в школу в первый класс в онучах и резиновых калошах. Все в основном были бедные, так и ходили».

На вопрос о том, какие были впечатления о Дне Победы, она ответила, что тогда еще не осознавали – в деревне по сравнению с городом практически не было ощущения радости. «Увидели самолет, но они же уже мирные были, а я не знала, испугалась и бежала на другой край деревни, кричала: «Сейчас бомбить будут». Мне хотелось укрыться», – сказала она.

После окончания войны бабушка нашей героини вернулась в Ленинград вместе с младшей дочерью, они восстановили квартиру и предлагали к ним переехать. Мама работала трактористкой, потом председателем колхоза, вышла замуж. В 1950 году семья переехала в учхоз Стенькино. Затем маму с отчимом направили работать под Ленинград в совхоз.

В 1952 году Лидия Дмитриевна поступила в Рязанское медицинское училище по специальности «фельдшер-акушер». 45 лет проработала в Рязанской межрайонной больнице. Были и сопутствующие специальности, и медицинская сестра, и инструктор по лечебной гимнастике. Работала на скорой помощи.

Великой Отечественной войне и Победе посвящено немало художественных фильмов. По мнению Лидии Дмитриевны, наиболее близко отражают события того времени фильмы «Блокада Ленинграда» и «А зори здесь тихие». Нравится ей и фильм «Два Федора».

Пожилая женщина бережно хранит память о тех трагических годах и передает ее подрастающему поколению.

«Я очень отрицательно отношусь к тому, что пытаются всю правду о войне перевернуть в другую сторону. Детям рассказываем о том, как было страшно. Ходим для этого в школы, вузы. Ребята очень внимательно слушают, спрашивают, некоторые даже плачут. Желаю, чтобы они учились, помнили свою Родину и были патриотами!», – сказала в завершение встречи Лидия Дмитриевна.

Блокада Ленинграда, продолжавшаяся более двух с половиной лет осада одного из крупнейших российских городов, которую вела германская группа армий «Север» при помощи финских войск на Восточном фронте Второй мировой войны. Блокада началась 8 сентября 1941, когда немцами был перекрыт последний путь к Ленинграду. Хотя 18 января 1943 советским войскам удалось открыть узкий коридор связи с городом по земле, блокада была окончательно снята лишь 27 января 1944, через 872 дня после своего начала.

На территории Рязанской области сейчас проживает около 90 жителей блокадного Ленинграда.

Общественная приемная