Олимпиады профмастерства призваны связать теорию и практику
На этой неделе в Рязани проходили олимпиады профессионального мастерства по различным производственным специальностям: 11 марта свои навыки демонстрировали сварщики, 13 марта — автомеханики. Основная цель подобных состязаний — связать теорию и практику, посмотреть, насколько учебные планы соответствуют требованиям работодателей. И, конечно же, повысить престиж рабочих профессий. Все эти вопросы в понедельник, 10 марта, обсуждались в Москве за круглым столом в рамках подготовки к проведению Всероссийского форума ОНФ «Приоритеты национального образования в России», который пройдет осенью в Пензе. В дискуссии принял участие директор Рязанского технологического колледжа, член политсовета местного отделения партии «Единая Россия» Железнодорожного района города Рязани Николай Баранов.
«На круглом столе много рассуждали о том, что нужно менять подход к организации производственной практики учащихся СПО, — рассказал Николай Баранов в комментарии «Рязанским ведомостям». — Кстати, старая модель была довольно эффективной. При организации оплачиваемой производственной практики студентов, суммы заработной платы за работы, выполненные обучающимися, переводились на счет учебных заведений. Учебные заведения выплачивали обучающимся от 50% до 75% заработанных сумм в зависимости от отрасли производства. Остальные средства оставались в распоряжении учебного заведения и использовались в установленном порядке. Другого источника для развития материально-технической базы учреждений СПО сегодня нет. Работодатели говорят, что они не в состоянии вкладываться в подготовку кадров, поскольку не могут прогнозировать свое будущее. Контролируя процесс практики, учебные заведения смогут отслеживать, как проходил ее ученик и какова отдача от его труда. Не секрет, что практика нередко превращается в формальность: кто-то работает не по специальности, а просто за хорошие деньги, а кто-то согласен и на фиктивную оценку — мол, присутствовал, отбыл положенные часы… Однозначно систему нужно менять, заинтересовывая учебные заведения искать более высокооплачиваемые места для практикантов.
Говорилось на форуме и о том, что для рабочей молодежи нужны социальные лифты, возможность смены деятельности по основному профилю подготовки. Никто не хочет сегодня заниматься одним и тем же всю жизнь, стоять у одного и того же станка от юности до пенсии — время другое, мир другой. Необходимо внедрять для выпускников профессиональных образовательных организаций систему заочного прикладного бакалавриата. Следует также возрождать подготовку педагогических кадров в системе профессионально-педагогического образования, как было ранее, проводить конкурсы профмастерства с поощрениями среди преподавателей и мастеров профессионального образования».