Карта сайта
21 марта 2014, 15:03

В Госдуме ждут от муниципалитетов предложений по реформе МСУ

Фото: РИА «МедиаРязань»
Фото: РИА «МедиаРязань»
В апреле в нижней палате российского парламента пройдут слушания по вопросам местного самоуправления

На недавнем заседании Клуба политологов вопрос реформы местного самоуправления обсуждали представители муниципалитетов и городского округа, исполнительной власти и представительной, местной и государственной. В апреле в Госдуме пройдут слушания по вопросам местного самоуправления. Депутаты ждут предложений с мест. Рязанское экспертное сообщество высказало готовность такие предложения сформулировать. Но прежде надо выслушать практиков — тех, кто работает на уровне МСУ.

Министр по делам территориальных образований и общественных объединений области, член президиума регионального политсовета партии «Единая Россия» Антон Астафьев предложил не растекаться мыслью по древу, а сосредоточиться на нескольких вполне конкретных вопросах. Что делать с полномочиями местной власти, которых накопилось значительно больше, чем финансовых средств на их обеспечение? Сохранять ли сложившуюся фактически двухуровневую систему местного самоуправления: муниципальное образование — сельское поселение? Как обеспечить имеющиеся полномочия местной власти финансами? По поводу любого из поставленных вопросов можно написать диссертацию, и не одну. Но мы на такие высоты замахиваться не будем, пойдем другим путем — расскажем о прозвучавших предложениях.

Барьеры — административные и не очень

Член местного политсовета партии «Единая Россия» Василий Фомин руководит Шиловским районом 26 лет, недавно вновь был избран главой района. Кроме того, он возглавляет Совет муниципальных образований области. Так что наслышан о проблемах не только своего муниципального образования.

Его особенно волнует сложившееся несовпадение административно-территориального деления и представительства федеральных органов власти на конкретной территории. Хотите примеры? Пожалуйста. В Шилове — военкомат для Шиловского и Путятинского районов, а отделение полиции — Шиловского и Чучковского районов, какие-то другие структуры располагаются в Шилове и обслуживают жителей Шиловского, Путятинского и Сараевского районов. Куда обращаться жителям районов за теми или иными муниципальными услугами? Зачастую людям приходится ездить по трем, а то и четырем разным районам, чтобы попасть в полицию, налоговую службу, банк или военкомат. Понятно, что сельское население не растет, а сокращается, и у каждой службы свои нормативы, но сколько неудобств эти нюансы создают для местных жителей. Нельзя ли привести все к какому-то одному, понятному всем знаменателю?

По-разному у нас в разных муниципальных образованиях формируется представительная власть. Где-то, как в Шиловском районе, депутаты избираются всеобщим голосованием, так же, как и в сельских поселениях. Где-то есть другой опыт: депутаты сельских поселений после всеобщих выборов все вместе образуют районный или муниципальный представительный орган. Что удобнее? Василий Михайлович — сторонник второго из рассматриваемых способов. Совсем без депутатов на самом низовом уровне сельского поселения нельзя. Кто же разъяснит новые решения местной власти, донесет до людей ее проблемы и заботы? Сейчас ведь отделов агитации и пропаганды в районах нет, а районная власть не всегда успевает (а где-то и не умеет) разговаривать с теми, кого считает своим электоратом.

Самое главное, считается сегодня, не разговаривать с людьми, а эффективно управлять. А как это делать, когда денег на все не хватает? Главных источников дохода у местной власти сегодня два — земельный налог и налог на имущество физических лиц. Какое налогооблагаемое имущество у физических лиц на сельских территориях, можете себе представить. Да еще многие имеют льготы по уплате этого налога. Так что не самый собираемый налог получается. С земельным налогом — свои проблемы, о которых речь впереди. А вот подумайте, заинтересована ли местная власть при таких источниках дохода привлекать на территорию больших и щед­рых инвесторов? Дипломатичный в суждениях Василий Фомин признается: не очень.

Ему вторит глава администрации Пронского района, заместитель секретаря местного отделения «Единой России» Александр Шаститко и приводит пример: приходит в район инвестор с проектом на 50 миллиардов, строит предприятие, которое дает государству 4 миллиарда налогов, из них только 20 миллионов приходит в местный бюджет. Наша налоговая система — своеобразная воронка, сначала широким потоком все налоги собираются снизу на государственный уровень, прежде всего федеральный, потом — более скромными порциями средства перераспределяются сверху вниз. Понятно, что это не от хорошей жизни, и «тучные» времена как-то быстро закончились. Но ведь полномочия государство вниз отдает щедрее, чем деньги. В Бюджетном кодексе записано, что расходные обязательства государства должны сопровождаться четко прописанными источниками и способами их обеспечения. Всегда ли так происходит? Деликатно заметим: не всегда.

Люди и деньги

В том же довольно благополучном по понятным причинам в финансовом отношении Пронском районе столкнулись вот с какой коллизией. Государство провело кадастровую оценку земель и тем самым, вроде бы, обеспечило бесперебойное поступление в местный бюджет предсказуемой суммы земельного налога. Ан нет. Предприятия, которые не согласны с кадастровой оценкой земли, подают иски в суд и добиваются снижения земельного налога в два, а то и в три раза. Вот и планируй в такой обстановке стабильное пополнение местного бюджета.

Греет сердце пронского главы предложение коллеги из соседнего региона, услышанное на одном из совещаний о проблемах финансового обеспечения МСУ: пусть существующие предприятия платят налоги, как и раньше, а детища новых инвестпроектов пусть поделятся прибылью с местным самоуправлением. Заманчивое предложение, но что-то мне подсказывает, что не жизнеспособное.

Кадровая проблема для местного самоуправления не менее актуальна, чем денежная. Судите сами: для того чтобы управлять в районе исполнительной властью, нужно обладать профессиональным опытом и высшим образованием, а вот для того чтобы осуществлять выборную представительную власть, ни опыт, ни высшее образование не обязательны. Чем занимаются местные депутаты и главы сельских поселений? Какие бы полномочия на них не навешивали, исполняют они только несколько из них: благоустройство, очистка дорог, выдача необходимых документов и справок гражданам, культурные и спортивные мероприятия, если для этого есть хоть какая-то база. Но и для исполнения этой работы толковых людей не хватает. Конечно, надо их обучать, надо их подбирать среди лучших, надо их беречь как зеницу ока.

Но приходится идти и другим путем: укрупняться. Не дело это — содержать аппарат в сельском поселении, где живет от 100 до 200 человек. Нет, содержать они его могут — на свои деньги. У государства на такие нерациональные расходы денег нет. Пронский район через процесс укрупнения поселений прошел, на 32 тысячи жителей в районе 8 поселений. В Шиловском районе на 40 тысяч жителей — 16 поселений. Василий Фомин считает, что многовато. Но подчас людям трудно объяснить, почему местная власть уходит из их населенного пункта в другой, менее доступный. Как бы хорошо было — решили в районе и сократились. А тут приходится с людьми работать, разъяснять, обещать и выполнять обещания. Все это непросто.

В Рыбновском районе шесть лет назад укрупнять поселения не решились. Приходится заниматься этим сейчас. Об этом рассказывает начальник правового управления администрации Александр Сергеев. Сегодня в районе 21 сельское поселение, есть и такие, где меньше 100 человек проживает. Пока речь идет о слиянии двух из них — Вакина и Федякина. Причем в данном случае финансово несостоятельное поселение присоединяется к куда более перспективному. Это должно дать эффект. Но получатся ли и в будущем столь удачные мезальянсы. Район — вытянутый вдоль границы с Московской областью, образовать в нем 12 поселений из 21-го, да еще и так, чтобы обеспечить шаговую доступность власти, будет непросто. Но другого пути нет. Опять-таки потому, что мы не настолько богаты, чтобы содержать много сельских поселений.

Городские цветы

Городских поселений у нас в области четыре. Но если говорить всерьез, как умеет высказываться политолог Александр Семенов, речь можно вести только об одном — городе Рязани. Областной центр — это ведь тоже муниципалитет. Депутат Рязанской городской Думы (фракция «Единая Россия») Евгений Зызин рассказывает о том, что вместо прежних четырех городских районов в Рязани придумали советы территорий. Их по числу избирательных округов — 20. В каждом по 2 депутата гордумы и масса активных граждан, которые обсуждают и решают массу насущных вопросов — от строительства детских площадок и посадки клумб во дворах до… Здесь напрашивается многоточие потому, что полномочия советов территорий четко не прописаны. Приняли недавно план проведения капитального ремонта многоквартирных домов города, а с территориями не посоветовались. Много несуразностей обнаружено в этом плане. А почему бы не подтянуть к этим советам и участковых работников полиции, и родительские комитеты школ, и спортивную общественность. Многое можно сделать, но нужны четкие полномочия, четкий функционал, как принято теперь выражаться.

Участники состоявшегося разговора — реалисты. Потому и не намерены ломать известный 131-й закон о местном самоуправлении через коленку. Но наполнить его обновленным содержанием все же придется, если уже и президент Владимир Путин на это всячески намекает. И говорит, между прочим, о том, что ждет предложений от муниципалов. Так что надо их формулировать.

Ирина Сизова
«Рязанские ведомости», №296, 21.03.2014

Ссылка для блогов